Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Уже на протяжении полутора лет действует Федеральный закон №426 «О специальной оценке условий труда». В Государственной инспекции труда в Вологодской области проводит надзорные мероприятия по соблюдению работодателями требований данного закона. И анализ выявленных нарушений позволяет сделать неутешительный вывод о малой информированности работодателей о том, что такое специальная оценка условий труда и для чего же в конечном итоге им необходимо ее проводить.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По ее результатам устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Обязанность по проведению и финансированию СОУТ лежит на работодателях. Причем специальную оценку должны проводить все без исключения работодатели, в том числе индивидуальные предприниматели, принявшие на работу сотрудников.

При этом оценке подлежат условия труда практически на любом из возможных рабочих мест (за исключением условий труда надомников и дистанционных работников). Прежде не было ясности, нужно ли проводить аттестацию рабочих мест в офисе или нет. Теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в законе не содержится.

СОУТ проводится не реже, чем один раз в пять лет. В прочем, она может быть проведена и ранее указанного срока. Например, при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест или изменении технологического процесса, состава применяемых материалов и прочих нововведениях, способных повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Сам механизм организации СОУТ очень подробно изложен в законе. При этом необходимо отметить, что подавляющее количество проверенных инспекцией труда работодателей пребывают в заблуждении, что для специальной оценки условий труда необходимо нанять  лишь специальную организацию. Однако законом предусмотрен ряд процедур, предшествующих самой оценке. В частности, работодатель должен сформировать комиссию (из нечётного количества членов) и утвердить график проведения оценки. Комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ. Наконец, должен быть заключен договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении СОУТ.

Обратите внимание, что в штате такой организации должно быть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение соответствующих работ (причем как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям). Также в организации должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

В ходе специальной оценки эксперты исследуют рабочие места на наличие или отсутствие опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не идентифицированы (именно не идентифицированы, а не рабочие места, по результатам СОУТ отнесённые к «оптимальному» или «допустимому» классам условий труда), заносятся в декларацию, которая представляется в государственную инспекцию труда.

Рабочие места, на которых идентифицированы вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь, вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончании СОУТ комиссия составляет отчет, с которым работодатель ознакомит каждого работника под роспись. Сделать это нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные СОУТ необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

И самое важное.Результаты СОУТ служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Так, тариф 0% назначается при «оптимальном» и «допустимом» классах условий труда, от 2% до 8% - при «вредном» и «опасном». Также результаты оценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда , информирования работников об условиях труда на рабочих местах, установления работникам предусмотренных гарантий и компенсаций и др.

Начиная с 2015 года КоАП РФ дополнен новой нормой в ч. 2 ст. 5.27.1. Отныне нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб. (для должностных лиц и ИП) и от 60 до 80 тыс. руб. (для организаций).

 

Текст: Александр Самойлов, замруководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области

Оригинал статьи в журнале "Бизнес и Власть" №3 2015 г.